Граждане всё чаще сталкиваются с обманом при заключении договора подрядных работ в сегменте строительства и ремонта. О том, как бороться с недобросовестными исполнителями, мы и поговорим сегодня.
Суть вопроса
На сегодняшний момент в сфере ремонтных работ и строительства процент несоответствующего выполнения своих обязательств подрядчиками достигает рекордных показателей – 65%.
Чаще всего граждане жалуются на такие проблемы как:
- некачественно выполненные работы;
- затягивание сроков;
- частичное выполнение перечисленных в договоре заданий;
- отказ от выполнения своих обязательств.
Важно! В последнем случае вопрос решается преимущественно в судебном порядке. Его рассмотрение регулирует 131 ГПК РФ. Предварительно заказчик должен написать претензию и после получает право расторгнуть договор в одностороннем порядке, направив уведомление подрядчику. Если после этого он не осуществит возврат денежных средств, то можно формировать судебный иск.
Среди перечисленных выше нарушений подрядчики в 70% случаев допускают выполнение обязательств в неполном объеме.
Например, заказчик заключил договор с подрядной организацией на сумму в 1 000 000 рублей на выполнение в квартире площадью 80 квадратных метров ремонтных работ, включающих:
- оштукатуривание;
- окрашивание поверхностей;
- наклеивание обоев;
- установку сантехники;
- заливку теплых полов;
- настил ламината.
При заключении договора подрядчик получил аванс в размере 50 % от общей суммы, указанной в соглашении.
На выполнение работы установлен период в 90 дней. По его истечении подрядчик выполнил только 1/10 обязательств на сумму в 100 000 рублей и возвращать 400 000 рублей отказывается.
Данная ситуация относится к самым типичным – меняются только суммы и объемы работ. И, как показывает практика, до 95% обманутых заказчиков не знают, как вести себя в подобных обстоятельствах.
Законодательная база
Отношения заказчика и подрядной организации, оформленные в письменном виде в соответствии с правилами и нормативными актами, действующими в РФ, регулируются несколькими законодательными актами:
- Гражданский кодекс;
- Закон «О защите прав потребителей»;
- «Правила бытового обслуживания населения Российской Федерации».
Согласно с перечисленной базой, потребитель имеет широкий перечень прав и всего 2 обязанности:
- принятие выполненной работы;
- оплата в соответствии с договором.
Подрядчик же, наоборот, имеет максимальный диапазон обязанностей.
В целом все обязанности сторон можно разделить на:
- общие;
- специальные.
Первые затрагивают, к примеру, право на информацию и на отказ от навязываемых услуг.
Вторая группа более предметна и охватывает вопросы непосредственного выполнения работ – их качества, полноценности и своевременности.
Важно! Закон допускает заключение соглашения в устной форме, но при условии того, что все работы выполнятся в присутствии заказчика. Хотя с точки зрения юридической безопасности грамотный подход к договору подряда – это письменная форма и обилие конкретики.
Как бороться с недобросовестными подрядчиками: основные моменты
Юристы рекомендуют внимательнее относиться к выбору подрядной организации:
- изучить отзывы клиентов;
- сравнить цены (они не должны быть слишком низкими);
- запросить все лицензии и разрешения.
При заключении договора прописывайте все возможные ситуации, подробно описывайте перечень работ, разбейте общие сроки выполнения обязательств на более короткие, соответствующие разным этапам ремонта или строительства.
Но даже в этом случае шансы на встречу с недобросовестными подрядчиками велики. Если вы попали в такие обстоятельства, не теряйте времени:
- обратитесь к адвокату, который подскажет правильный алгоритм действий и будет представителем в суде;
- закажите экспертизу в сторонней строительной организации на предмет качества и объемов выполненных работ;
- зафиксируйте понесенные убытки и подтвердите их документально.
Подрядчик должен быть заинтересован в досудебном урегулировании вопроса, так как невозврат денег заказчику накладывает на него штрафные санкции в размере ½ от суммы. Кроме того, суды в 98% случаев встают на сторону заказчика, поэтому в итоге подрядчик оплатит еще и судебные издержки.
И помните, что безвыходные ситуации – это результат затягивания и непрофессионализма. Обращайтесь к адвокатам своевременно и ваши права, как потребителя, будут всегда защищены.