Претензии по договору подряда со стороны заказчика

Претензия представляет собой один из действенных способов досудебного мирного урегулирования спора. Такой документ, если он составлен правильно и в соответствии с действующим законодательством, позволяет заказчику восстановить свои нарушенные права вследствие некачественно выполненных строительных или ремонтных работ. Таким образом с подрядчика взыскивается неустойка, плюс, он должен выплатить пострадавшей стороне компенсацию.

Договор подряда

Естественно, что необходимым условием для подачи претензии является официальный договор подряда, по которому одна из сторон становится заказчиком, а другая – подрядчиком.

В договоре, который может составляться в произвольной форме на основании добровольного соглашения сторон и в соответствии со статьей 37 ГК РФ, прописываются, в частности, сроки сдачи-приема, качественные критерии и объемы выполняемых работ, их суммарная стоимость, а также гарантийные обязательства подрядчика.

Когда может быть подана претензия?

Юридическая практика рассматривает три основных фактора, которые создают прецедент подачи претензии – временной и качественный.

В первом случае причиной является неисполнение взятых подрядчиком обязательств в срок, во втором – некачественное их выполнение, а в третьем – попытка одностороннего повышения стоимости заказа.

По существу, претензия – юридически оформленный официальный документ с требованием должным образом и в полной мере исполнить договорные условия.

Важно знать! Нередки ситуации, когда подрядчик в добровольном порядке соглашается на условия заказчика. В этом случае сторонам остается только дополнить договор соответствующим актом.

Сроки подачи претензии

Пояснение начнем с пункта 1 статьи 720-й ГК РФ. Согласно ей, заказчику предписывается принять результаты работы в предписанные в договоре сроки после осмотра при участии подрядчика. Если заказчиком будут обнаружены отступления от договорных обязательств или иные явные нарушения в свете отмеченных выше прецедентов, он обязан незамедлительно сообщить об этом подрядчику. К сожалению, закон не поясняет, как необходимо трактовать термин «незамедлительно». (подробности по ссылке).

Практика показывает, что некоторые заказчики все же принимают недобросовестно выполненную работу, подписывая акт со своими замечаниями, а в дальнейшем пытаются найти пути исправления ситуации.

Что касается сроков подачи претензии, они должны быть приравнены к сроку гарантийной давности, который указывается в договоре подряда. Если стороны не удосужились его зафиксировать, тогда вступает в силу статья 196 ГК РФ, предусматривающая стандартный срок гарантии, равный 3 годам. В течение этого срока может быть подана претензия с требованием возместить нанесенный ущерб.

Как подается претензия?

Прежде всего заказчику следует организовать проведение независимой экспертизы, акт которой позволит не только доказать недобросовестность подрядчика, но и уточнить величину нанесенного заказчику ущерба.

Письменная претензия составляется в 2 экземплярах, один из которых остается у подателя, а другой передается исполнителю. Способов два: либо сделать это непосредственно в месте его работы, потребовав от подрядчика заверить второй экземпляр своей печатью и подписью, либо с помощью заказного письма с уведомлением. В десятидневный срок после получения, подрядчик официально должен высказать свое отношение к претензии. Если оно не последует или будет отрицательным, заказчику остается только обратиться в суд.

Техника исполнения

Претензия может обрести юридическую силу только при правильном составлении и подаче, в соответствии с ГК РФ.

Форма письма произвольная, а структура аналогична официальному обращению.

В то же время все требования необходимо обосновать. Например, требуемая в качестве неустойки сумма должна соответствовать зафиксированным фактам, а приведенные доводы должны быть строго аргументированы.