Строительные или ремонтные работы предполагают наличие двух классических субъектов – заказчика и подрядчика. Для того, чтобы их взаимоотношения были регламентированными, а значит — ровными и благожелательными как во время исполнения работ, так и по их окончании, наилучшим вариантом станет заключение договора подряда.
К сожалению, даже его наличие в некоторых случаях не гарантирует от споров и взаимных обвинений. В этом случае на помощь может прийти грамотно оформленная претензия. Такое официальное письмо, называемое притязательным или просто претензией, одна из сторон адресует другой и указывает в нем аргументированные обоснования, доказывающие невыполнение оппонентом своих обязательств. Являясь одним из действенных способов досудебного урегулирования споров, в то же время, составленная по всем канонам юридической техники претензия может при нежелательном развитии событий стать в дальнейшем основанием для подачи судебного иска.
Когда возникает необходимость в подаче претензии?
Инициатором претензии может стать любая из сторон – как заказчик, так и подрядчик. При этом первая сторона, как правило, является более защищенной, поскольку в ее воле, в конечном итоге, решать, принимать или нет выполненные работы. Благо, причин, на которые она может сослаться, достаточно: от нарушения сроков до увеличения по ходу работ их стоимости, что бывает не так уж редко.
Основания же для подачи претензии со стороны исполнителя гораздо более ограничены. Они могут быть вызваны:
- Отсутствием выплат за частично (аванс) либо полностью выполненные работы, а также при несоответствии их установленным в договоре подряда условиям;
- Необоснованным недовольством в связи с качеством выполненных работ либо их объемом;
- Затягиванием подписания акта о приемке выполненных работ, что не дает возможности вовремя произвести итоговые расчеты со строителями;
- Созданием искусственных препонов при допуске рабочих на объект либо необоснованными задержками, что сказывается на сроках его сдачи;
- Низким качеством предоставленных для работ материалов и инструментария либо их недостаточным количеством (если это предусмотрено пунктами договора подряда).
Кстати: согласно статье 719 ГК РФ, исполнитель имеет право не начинать работы, а также приостанавливать их, если заказчик не исполняет свои договорные обязанности.
Оформление претензии
Какого-либо универсального образца претензии относительно договора подряда в природе не существует. С другой стороны, она должна быть составлена грамотно и с учетом единого алгоритма, соответствующего юридической технике.
В ней инициатор претензии – в данном случае, подрядчик, во-первых, должен предоставить подробные сведения об организации. Помимо этого, в письме необходимо сослаться на номер договора и дату его заключения, отметить в общих чертах вид и объем выполненных работ, их цены и сроки.
Очень важно четко констатировать конкретные факты нарушений, в частности, какие законодательные требования или договорные обязательства были нарушены заказчиком.
Далее подрядчику следует обоснованно обозначить предусмотренные договором санкции, изложив требования только на основе фактических обстоятельств.
Претензию должен подписать и заверить своей «живой» (не факсимильной) подписью руководитель организации, выполнявшей работы либо иное ответственно лицо.
Составляется документ в двух абсолютно равнозначных экземплярах и должным образом регистрируется в учетном журнале предприятия. Исходящий оппоненту экземпляр дополнительно фиксируется в журнале отметки исходящей документации.
Способы адресации претензии, как правило, предусматриваются договором подряда. Если таковые не предусматриваются, она может быть отправлена при помощи заказного письма с уведомлением адресата. При этом, во избежание дальнейших недоразумений, обязательно нужно указать опись вложений. Другой способ – личное вручение письма с соответствующей распиской о получении.
И, в заключение, о том, как следует поступить подрядчику, если уже после подписания акта клиент отказывается платить. В этом случае нарушается уже статья 711 ГК РФ, по которой заказчик обязан произвести оплату. В таком случае следует, не теряя времени, составить претензию, поскольку с этого момента начинают «тикать часы», если дело все же дойдет до суда.