Как добиться адекватной компенсации за отмененные авиабилеты в условиях пандемии

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы во все сферы жизнедеятельности человека. Нет отрасли, которая бы не испытала на себе его негативного влияния, и авиация в этом отношении не является исключением. В частности, начиная с 27 марта Российская Федерация прекратила регулярные и чартерные авиарейсы во все страны мира.

Ситуация создалась обоюдоострая: с одной стороны, люди за свои кровные приобрели достаточно дорогостоящие билеты, которые остались неиспользованными не по их вине. Естественно, что они имеют право требовать вернуть деньги. С другой стороны, при массовых возвратах подавляющее большинство авиаперевозчиков попросту обанкротятся, вследствие чего в будущем, когда пандемия будет преодолена, нам просто не на чем будет летать. С учетом этого обстоятельства, Роспотребнадзор в специальной памятке о правах потребителей, которая будет действовать на все время действия пандемии коронавируса рекомендует им «добиваться решения спорной ситуации в досудебном порядке в целях достижения консенсуса между сторонами обязательства на основе взаимного учета интересов друг друга». (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/handbook/turist/memos/207045/)

Что предлагают перевозчики?

Большая часть авиаперевозчиков готова возвратить средства, потраченные за билеты, оставшиеся неиспользоваными, в виде ваучеров (в некоторых случаях – с бонусными скидками) или депозита. Второй вариант предполагает возвращение стоимости билета исключительно на счет, открытый в виртуальном личном кабинете в их компании. Этот депозитный счет пассажир имеет право использовать в течение одного года и оплатить им стоимость нового билета на любой рейс по его желанию. При этом он имеет возможность выбирать по своему усмотрению не только новую дату, но и маршрут.

Все это, конечно неплохо, и в целом соответствуют российскому законодательству, в частности, первым трем пунктам статьи 451 ГК РФ.  (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/60585aaf3ec9b9a385118b4dbdb6f45bf26fd524/).

Но согласно пунктам 3 и 4 той же статьи, если при существенном изменении обстоятельств одну из сторон не устраивает предложение другой стороны, в частности, его последствия, она вправе обращаться в суд.

Вот такая, не вполне однозначная ситуация. Во многих случаях пассажир предпочитает ( например, справедливо полагая, что, потеряв работу, ему уже не на что будет совершать дорогостоящие поездки) обратиться в суд. Несложно предположить, как перегружены будут суды подобными исками. Чтобы избежать нервотрепки и сберечь свое драгоценное время, оптимальным выходом станет обращение к помощи опытного юриста, иначе, в лучшем случае, процесс грозит затянуться не на один месяц.

Как действовать пассажиру для возврата средств за авиабилет?

Во-первых, ему следует определиться с собственными планами, и, если его устраивает исключительно вариант с возвратом денег, необходимо обратиться с требованием возврата денег по месту приобретения билета. Для этого ему нужно вспомнить либо уточнить, где конкретно был приобретен билет — в офисах авиакомпании-перевозчика, на его официальном сайте, в туристических агентствах или одном из сайтов по бронированию авиабилетов.

Если билет был приобретен у одного из отечественных перевозчиков либо иных продавцов, именно он обязан компенсировать пассажиру его затраты за неиспользованный билет в соответствии с российским законодательством. Дополняем: при условии, если тот представил соответствующее письменное заявление. В нем необходимо указать информацию о дате поездки, коде бронирования, номере рейса, городах вылета и прилета, номере билета. Если же билет был куплен у зарубежной компании, возврат производится согласно законодательству страны ее базирования. В любом случае, правила Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) предписывают обязательно возвратить пассажиру сумму, затраченную за билет по тарифу.

Справедливости ради необходимо понимать, что ввиду экстремальной перегруженности как отечественных, так и зарубежных продавцов, быстрого возврата денег ожидать не стоит – ваша очередь может дойти еще не скоро.

 

Возврат средств за отмененные рейсы: последняя информация

В Государственной Думе в третьем чтении был одобрен законопроект, согласно которому ваучер признается легальным средством возврата затраченных финансов за неиспользованные по причине коронавируса авиабилеты. С одной оговоркой: действие законопроекта будет распространяться исключительно на рейсы, совершаемые российскими авиакомпаниями.

В настоящее время он находится на рассмотрении в Совете Федерации и, по всей вероятности, в скором времени будет утвержден.

При любом развитии событий очевидно, что процесс в обозримом будущем не только сохранит свою напряженность, но и будет достаточно сложным и продолжительным, поэтому наилучшим способом добиться желаемого результата станет обращение к квалифицированному и опытному адвокату. Во многих случаях он поможет разрешить спор в пользу своего клиента еще в досудебном порядке.