Пандемия существенно поколебала российский туристический бизнес. Но сложнее всего приходится обычным гражданам, купившим путевки на отдых и не сумевшим уехать в связи с эпидемиологической ситуацией в мире. Есть ли у них шансы вернуть свои деньги?
Любые ситуации, связанные с приобретением туров на отдых, включающих перелет, проживание и питание, регламентируются двумя нормативными актами — «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О защите прав потребителей». На них нужно опираться в первую очередь.
Краткая информационная справка
Если ссылаться на законодательную базу, то предметом договоренности между туристической компанией и частным лицом является организация туристической поездки. Если цель договора не достигнута – страна выезда была закрыта, Роспотребнадзор порекомендовал не покидать пределы России, авиакомпания отменила рейсы и т.д. — документ признается расторгнутым. Следовательно, денежные средства агентства обязуются вернуть в полном объеме.
Поэтому теоретически по первой претензии клиента туристическая фирма должна вернуть ему деньги, потраченные на путевку. Но на практике большинство людей столкнулись с другими ситуациями — турагенты:
- тянут с возвратом, отмалчиваясь и увиливая от общения с клиентами;
- предлагают перенести дату тура на конкретные иные сроки;
- пытаются убедить оставить средства на депозите;
- выдают ваучер, которым можно будет воспользоваться в указанный в ваучере промежуток времени.
Кроме того, многие туристические агентства направляют граждан решать проблемы к туроператорам. А ведь большая часть крупных фирм располагается в столице, куда ездить из Владивостока, Иркутска или, например, Новосибирска клиенты просто не смогут.
Не лучшим образом на туристах отразилось и Постановление № 1073. Оно дало законную возможность повременить до 31.12.2021 года с выплатой денег всем клиентам турагентств, заключившим договор на оказание услуг до 31 марта 2020 года.
Так что же делать несостоявшимся туристам?
Алгоритм действий — как вернуть тур в 2021 году
Если цель однозначна – вернуть деньги за не оказанную услугу, то закон всегда будет на стороне клиента. Не стоит ждать, что ситуация разрешится сама собой. Лучше сразу готовить судебный иск, предварительно предупредив турагента:
- составить претензию с указанием всех обстоятельств и четко изложенными требованиями;
- отправить претензию адресату курьером или заказным письмом;
- позвонить и выяснить, зарегистрирован ли документ;
- дождаться официального ответа.
На этом этапе существует возможность договориться с агентством. Вариантов достаточно много:
- перезасчет – отмененную путевку, предположим, в Арабские Эмираты перезасчитать за тур в Крым;
- полный возврат средств – здесь важно четко обговорить сроки;
- частичный возврат за вычетом понесенных расходов – обычно они составляют не более 20% от тура.
Если компромисс не достигнут, смело готовьте иск в суд. Не стоит бояться суда! В большинстве ситуаций он – единственный эффективный инструмент для возврата средств.
При формировании иска важно разобраться в двух понятиях «турагент» и «туроператор». Агенты выступают в роли посредников и активно продают туры туроператоров в разных точках России. И в случае судебных разбирательств ответчиком будет выступать основной поставщик услуг – туроператор. Но если он находится далеко и это истцу неудобно, он просто выбирает в качестве одного из ответчиков — турагента, с которым и был заключен договор.
В суде можно получить не только затраченные на путевку средства, но и затребовать:
- 1/365 ключевой ставки ЦБ за каждый день пользования деньгами;
- неустойку;
- штраф (по закону «О защите прав потребителей»);
- компенсацию морального вреда;
- возврат расходов на представителя.
Все эти требования излагаются в иске. К нему прикладываются все документальные доказательства – чеки, договор, ответ турагентства, копия претензии и не только.
Судебная практика
Практика по таким делам неоднозначна, так как в процессе принятия решения судьи руководствуются разными нормативными актами.
Вот один из примеров.
Жительница города Кирова С. подала иск на турфирму «Трэвел-Парадайз» с требованиями о возврате денежных средств в размере 200 000 рублей за несостоявшийся отдых на Самуи. Гражданка С. изложила суду, что поездка отменилась по причине закрытия границ Таиланда и в ближайшее время она не желает выезжать из страны в каком-либо другом направлении. Турфирма отказывается вернуть истице деньги, ссылаясь на то, что на законных основаниях может подождать до 31 декабря текущего года. Суд рассмотрел все доказательства и обязал ответчика вернуть средства гражданке С. в полном объеме, так как услуга не была оказана.
Иной взгляд на ситуацию у Ивановского суда.
Гражданин М. обратился в суд с иском на туроператора «Индорай», который отказался возвращать деньги за отмененный тур в Турцию. Истец пояснил суду, что написал заявление на аннулирование тура за 2 месяца до поездки, так как опасается за свое здоровье. Оператор заявление принял, договор расторгнул, но с возвратом денежных средств затягивает до 31.12.21 года. Суд отклонил иск, ссылаясь на Постановление № 1073.
Если у вас возникают сложности с составлением иска, то обратитесь к опытным юристам. Они увеличат шансы на скорейшее возвращение денег и выступят представителями потерпевшей стороны в суде.